Секс в казахстанском кино: больно, но надо


Секс в казахстанском кино: больно, но надо

В прошлом году пара исследователей из США выяснила, что эротические сцены не влияют на прокатный успех фильмов. Применительно к казахстанскому кино сказать такое можно вряд ли. И если в верхах уверены: секс в кино – это то, чего нам не больно-то и надо, то мы отвечаем: видим, что больно. Но надо.

Прошедший 2009 год вызвал столько споров об эротике в отечественном кино, что даже как-то неудобно. Неужто в Казахстане секса все еще нет, как не было его в СССР? Кстати, знаменитая фраза об отсутствии его самого в Союзе сказана была касательно телевидения. В нашем случае – говорим по отношению к кино.

Больше всех в споре о современном кинематографе досталось трем картинам – «Келин» Ермека Турсунова, «Тюльпану» Сергея Дворцевого и «Кайрату-чемпиону» Дениса Куклина. Министр культуры Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед заявил, что кинематографисты «довели свою свободу действий до абсурда», а мажилисмен Нурлан Онербаев и вовсе заявил, что в картинах «есть моменты, которые показывают человека именно с позиции низменного выражения его натуры».

А разговор, между тем, хочется начать не с последних премьер. В 2003 году режиссер Сатыбалды Нарымбетов показал свою «Молитву Лейлы», в которой присутствовали сцены сексуального насилия. Но и заслуги режиссера, и фестивальный успех фильма, и его патриотичная направленность отодвинули на задний план любые намеки на «низменное». Стоило убрать из кино привязку к исторической правде и любовь к родине, как на любое мало-мальски сексуальное действо моментально накладывалось табу.

В фильме «Обратная сторона» режиссера Куата Исаева главным героем эротической сцены стал россиянин Дмитрий Дюжев. Окружали его, правда, местные актрисы, которые сыграли проституток. Нареканий со стороны власти никаких. В «Лавэ» Ануара Райбаева сексуальную сцену вырезали при монтаже в США: «Дело в том, что у главного героя по сюжету два романа, и американцам показалось, что это нехорошо, когда герой бросает одну и уходит к другой - якобы это плохо сказывается на его образе. Я пытался доказать, что в этом вся драматургия, но последнее слово осталось за продюсером. В телевизионную версию, думаю, сцену можно будет включить, наши цензоры не должны быть против. Тем более что самое откровенное в этой сцене – женский сосок, и то не на весь экран, а так, в отдалении. Зато есть чувства, актеры отлично сыграли», - рассказывает режиссер. Телеверсии, кстати, нет до сих пор. А в свете последних событий под большим вопросом включение в нее эротики.

«Келин» привлекла внимание сильных мира сего только потому, что режиссеру Турсунову посчастливилось попасть в отборочный тур самой престижной кинонаграды – «Оскара». Фильм даже вышел в полуфинал, но в номинацию не попал, отчего на «Казахфильме» рвали волосы, а правительство, пожалуй, лишь вздохнуло с облегчением. Ну не везет Казахстану на создание позитивного образа в кино – то Саша Барон Коэн со своим Боратом выдумал славный город Кошкек, что якобы находится в нашей стране, то на «Оскар» выдвинули картину, в которой главная героиня за 90 минут действия успела аж с тремя мужчинами переспать, да еще и забеременеть от одного из них.

Терпение министра культуры лопнуло после самой громкой премьеры ушедшего года – фильма «Кайрат-чемпион. Девственник №1», который еще до выхода окрестили «Kazakh Pie». Вот уж простор для создания скандалов! Обнаженные женские груди появляются на экране с периодичностью не реже одного раза в пятнадцать минут, дочь казахского олигарха стала лесбиянкой, а простого парня из аула учат сначала, извините, мастурбировать, а потом делать куннилингус. Пусть низко, пусть временами мерзко, но смешно. Во всяком случае, в кинотеатрах зрители от души хохотали. И кстати, в отличие от «Келин», снятой на «Казахфильме», «Кайрата» создавали на частные деньги. Тут как раз работает принцип «кто платит – тот и музыку заказывает». В общем, кому не нравится, пусть не смотрят.

Больше обидно за пуританское сознание. Когда советский кинематограф обогатился фильмами «Маленькая Вера», «Интердевочка», «Дорогая Елена Сергеевна», один за другим посыпались скандалы. Так вот, история повторилась через двадцать лет, только теперь уже в независимом Казахстане. То, что кино – это бизнес, у нас пока не осознают. Хотя, повторимся, эротические сцены никак не влияют на прокатный успех фильмов. Правда, к этому, как уже было сказано, пришли исследователи из США. А мы все же пока идем в кино, чтобы посмотреть: а какой он – казахский секс на экране?

Ольга Малышева

Категория: В Казахстане
Дата публикации: 18 февраля
Просмотров: 2686