Казахстан – мост между Европой и Азией
Чуть более года назад в Казахстане была принята специальная программа "Путь в Европу", которую президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал «своеобразной "дорожной картой" предстоящего председательства страны в ОБСЕ». По мнению казахстанского президента, помимо подготовки страны к председательству в ОБСЕ реализация программы позволит установить широкое взаимодействие с европейскими странами по дальнейшему продвижению демократических реформ и повышению качества жизни населения, привлечению инвестиций и передовых технологий, совершенствованию национального законодательства и модернизации механизмов государственного управления в европейском контексте.
Что уже удалось сделать Казахстану на своем «пути в Европу», а что еще предстоит? На эти вопросы ответили эксперты в ходе состоявшегося в РИА Новости круглого стола «Казахстанский «Путь в Европу: проблемы и перспективы». Как отметила советник Комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД Казахстана Гульсана Тулепбергенова, европейские ориентиры показались республике достаточно привлекательными, чтобы равняться на них, а сама программа готовилась на фоне подписания нового всеобъемлющего соглашения о партнерстве между Казахстаном и ЕС.
Впрочем, не стоит рассматривать «Путь в Европу», как некое «окно в Европу». В большинстве выступлений экспертов программа рассматривалась как стремление Казахстана выйти на уровень стратегического партнерства с ЕС при сохранении последовательной политики многовекторности, сотрудничества и с Россией, и другими странами СНГ, а также Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и так далее.
Директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. Ломоносова Алексей Власов выделил две основных составляющих программы – цивилизационную, то есть восприятие казахстанцами европейских норм жизни, включая законодательство. И технологическую, базирующуюся на «бартерном обмене» казахских природных ресурсов на западные технологии. Сам же политолог считает, что цивилизационный обмен не должен ограничиваться только усвоением западного образа жизни, поскольку Казахстан вполне мог бы предложить Европе свою уникальную модель межэтнического и межконфессионального сотрудничества.
Ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого президента Республики Казахстан Димаш Абдуллин также отметил важность цивилизационного аспекта, способного повлиять на ментальность общества. В свою очередь, заведующий отделом внешнеполитических исследований казахстанского Института стратегических исследований Булат Ауелбаев считает, что более важной для республики представляется технологическая составляющая. Это, впрочем, видно из текста самой программы, в которой большая часть посвящена именно этому аспекту.
Казахстанская антикризисная программа предусматривает, что выход из кризиса будет означать и коренное обновление производства, развитие новых технологий, и появление качественно новых отраслей промышленности. Как заметил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, об этом неоднократно заявлял Нурсултан Назарбаев, приводя в пример Японию, Южную Корею и других «азиатских тигров». Они, получив доступ к западным технологиям, за короткий срок стали высокоразвитыми государствами. Правда, считает эксперт, тогда помощь оказывалась на фоне двухполюсного мира, противостояния СССР и Запада. Сегодня такой политический фактор явно не превалирует в международных отношениях, а потому Запад перестал выступать в роли «донора развития», и получение новейших технологий может быть осложнено.
В связи с этим встает вопрос о месте Казахстана в новом геополитическом раскладе, о значении программы «Путь в Европу», выходящей за рамки отношений Казахстан – ЕС, как она была первоначально задумана. И речь не только об уникальном географическом положении республики, по определению исповедующей политику евразийства. Как отмечали в ходе дискуссии директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Леонид Гусев, свой «путь в Европу» проделывают практически все постсоветские республики. Но если одни (Украина) строят его на полном отторжении от России и противопоставлении ей, другие выбирают дорожку «между» Россией и ЕС, периодически сближаясь то с одним, то с другим потенциальным донором, то путь Казахстана в Европу проходит, как и требует география, через Россию. И, более того, вместе с ней.
Заявляя программу «Путь в Европу» «дорожной картой» по председательству в ОБСЕ, очевидно, президент Назарбаев несколько сузил ее значение, потому что программа будет работать и после окончания председательского срока в Организации. Естественно, что за год Казахстан не сумеет ни кардинально реформировать ОБСЕ, ни провести в жизнь все свои предложения. И, надо полагать, именно в рамках программы будет продолжена дальнейшая работа по этим проблемам.
С другой стороны, программа способствует развитию движения и по другим направлениям. Так, Казахстан предполагает за время своего председательствования в ОБСЕ поставить вопрос о создании общеевропейской системы безопасности. Но практически одновременно выдвигается и задача о формировании системы безопасности в Азии. Это не случайно: являясь по сути «мостом» между Европой и Азией, сразу после председательства в ОБСЕ в 2010 г., уже в 2011 г. Казахстан будет председательствовать в Организации Исламская Конференция.
РИА Новости, Владимир Муратов