В августе-сентябре 2016 года в Астане появятся первые платные парковки
В августе-сентябре 2016 года в Астане появятся первые платные парковки. Под них определены два основных квадрата на правом и левом берегах реки Есиль. В интервью корреспонденту Today.kz директор по транспорту ТОО "Астана LRT" Рустам Халилев и консультант проекта из Москвы Сергей Мариничев рассказали, какими будут платные парковки и для чего они нужны.
- Рустам Фаритович, когда будут введены платные парковки и как они будут работать?
- Проект начинал прорабатываться достаточно детально с участием международных консультантов с 2013 года. Причем они постоянно менялись. Сейчас идет стадия кульминации проблемы (с транспортной нагрузкой - Прим. автора). До этого она не была такой явной, хотя уже присутствовала. А сейчас ситуация постоянно ухудшается. Невозможно упорядочить парковочное пространство без создания такого рода системы. Что касается консультантов, то здесь надо сказать, что действительно велась большая работа, привлекались большие компании, которые разрабатывали методологию внедрения парковочного пространства. Были проанализированы лучшие технологии, и одни из них внедряются как раз в Астане. Определены два основных участка: территориальная зона между проспектом и улицами Туран, Сарайшык, Орынбор и Сыганак; и проспекты Богенбай батыра, Республики, Набережная и проспект Сарыарка. В общей сложности это порядка девяти тысяч парковочных мест. Сразу хотелось бы добавить, что это парковочные места вдоль улично-дорожной сети, это не придомовая территория. Это не паркинг - речь идет только об уличных парковках. Срок внедрения - август, сентябрь текущего года.
- Парковки будут типовые?
- Да. Также хотел бы отметить, что абсолютно не меняется организация дорожного движения. Просто ведется дополнительное обустройство, плюс добавляется еще система информирования, которая позволяет найти свободное парковочное место, не теряя время на поиски. То есть уже не будет необходимости заезжать на какие-то улицы, где уже нет свободных мест. Фактически это позволяет вам знать, где есть места и продвигаться в этом направлении.
- Вы сказали, что парковочных мест будет девять тысяч. По 4,5 тысячи мест в каждом квадрате?
- Приблизительно так. Конечно, не прям цифра в цифру, потому что это абсолютно разные объекты. В целом это участки, которые будут идти вдоль улицы. Например, здесь будет пять парковок, дальше - 10, потом - 20, может, с заездом. В общем это девять тысяч мест, разбитых на 289 участков. Целевая задача - упорядочить парковочные места.
- Как будет взиматься оплата?
- Если говорить технологически о том, как будет взиматься оплата, то здесь способов достаточно много. Для водителей не будет никаких затруднений. Будет самая типичная система паркомата - та, которая используется во всем мире. Также будет более двух тысяч терминалов оплаты, то есть целая сеть, с помощью которой можно будет оплатить точно так же, как вы пополняете баланс на телефоне. Дальше речь идет о самом главном инструменте - это мобильное приложение и web-интерфейс. Мобильное приложение – это как раз то, о чем все эксперты-практики заявляют, это инструмент номер один по оплате и по удобности. Москва в этом плане у нас достаточно большой прогресс дала.
Мариничев: В Москве в 75 процентах случаев оплата совершается через мобильное приложение. Начиналось с малого, потом появилось удобное приложение, оно стало более функциональным - можно купить абонемент, привязать банковскую карту, посмотреть штрафы и так далее. Такой инструмент самый удобный, и люди вместо того, чтобы идти к паркомату, естественно, выбирают его как самый быстрый способ оплаты. Плюс есть SMS-оплата. Все это работает с парковочным счетом, кошельком, который можно заранее пополнить, причем использовать любые виды и способы оплаты. Основной девиз подобного технологического проекта - "Просто. Удобно. Доступно". Да, основная цель – это регулирование транспортного потока в центральной части города для того, чтобы не было перепробега в поисках свободных мест. Каждый автовладелец изначально должен принимать для себя решение - ехать туда или не ехать. Основная проблема – это не вопрос, как многие думают, только общественного или личного транспорта, это вопрос нашего сознательного отношения и планирования наших поездок. Проблема - в избыточном количестве легкового транспорта в центре, который не только замедляет скорость потока, но и мешает общественному транспорту нормально функционировать. Поэтому задача - уменьшить такой поток в центре. Для этого людям нужно дать возможность, чтобы они планировали и думали, сознательно относились к поездке. Посмотрите на тенденции по всему миру: жители центральных городов вообще отказываются от транспорта. Как минимум пересаживаются с большого на маленький - это экономично, эффективно и удобно. Я думаю, что все эти тенденции не обойдут Астану стороной. Она сейчас уже смотрит на все эти тенденции и заранее планирует их к внедрению.
С введением платных парковок определенная категория людей из центра пересаживается на общественный транспорт. Здесь никто никого не выдавливает. Изначально технологически инфраструктура строится на понятных принципах. Есть два самых эффективных инструмента, которые управляют трафиком в центре города. Это платная парковка либо платный въезд в центр города. Разные страны и города по-разному этот инструмент используют, некоторые используют сразу оба. Парковка – это первичный инструмент. Она изначально предназначена для того, чтобы отрегулировать процесс, а будет ли платный въезд или не будет, это уже сами города решают. Речь идет о большой территории, которая называется центр. Когда в ноябре 2012 года мы запустили пилотный проект по платным парковкам всего лишь на небольшую территорию - 21 улица и 570 машиномест, в первые дни эффект был виден визуально.
Астана - новый город, где закладываются все транспортные артерии, и это правильно. Быстрый рост города привел к проблеме - ее невозможно спрогнозировать. Количество машин, конечно, можно спрогнозировать, но в центре столицы число автомобилей во владении у одного человека может быть значительно выше, чем в других городах.
- Как москвичи восприняли платные парковки?
- Ни один город мира никогда не воспринимал платные парковки позитивно. Люди говорят: "Это плата за воздух, раньше было бесплатно. Это же уличная сеть, дорога, почему с меня берут деньги?". Человек должен понимать, что это ему дает. Для меня лично платные парковки - позитивный инструмент, он мне дает возможность всегда найти свободное место на парковке и планировать свою поездку. Я никогда не ездил в центр города на машине, хотя работал в центре. Всегда оставлял машину в районе метро.
Нью-Йорк собирает 100 миллионов долларов в год за платную парковку и 400 миллионов долларов штрафов. Здесь без наказательной системы не обойдешься. Конечно, в Астане будут штрафы, эвакуация. Эта система не должна носить издевательский наказательный характер, она должна быть системой принуждения. Человека сначала надо проинформировать, чтобы он понял, что можно, что нельзя и какие могут быть последствия. Дальше должна быть вторая система, которая должна дать возможность нормально и понятно припарковаться и оплатить. Если эти два "блока" не повлияли, то вступает автоматическая система фото- и видеофиксации и эвакуации авто злостных нарушителей.
- Как будут обстоять дела с тарифами?
- На первом этапе предусматриваются единые плоские тарифы, чтобы понять загруженность парковочных зон - сколько и в каких районах. В следующем году будет дифференциация. Технология расчета заключается в бенчмаркинге - учитываются условия жизни людей, средние зарплаты, стоимость проезда на общественном транспорте. Из этих данных складывается минимальный и максимальный диапазон тарифов. Этот диапазон определен. Есть расчетный тариф, который формируется с точки зрения окупаемости самой технологии, ведь это чисто инвестиционный проект. В отличие от Москвы, где были использованы бюджетные средства, достаточно большие вложения были, Астана пошла на инвестиционный проект.
- Рустам Фаритович, в какую сумму будет обходиться платная парковка в Астане для автовладельцев?
- Сейчас тариф - 150 тенге за час. Он не будет меняться на протяжении года, именно в период реализации и становления проекта.
- Одним из факторов формирования тарифа назвали стоимость проезда в общественном транспорте. Ее рост вызовет подорожание парковки?
- Нет, на самом деле утверждены правила организации и пользования, в которых прописан принцип изменения тарифа. Тариф не меняется в течение месяца или дня. Такого нет. Это либо квартальный, либо годовой принцип. Он утверждается по установленным правилам. Вы сейчас говорите о диапазоне. Бенчмаркинг проводится, когда определяется граница минимального и максимального показателя.
- Прежде чем вводить платные парковки, проводили ли вы исследование? Беседовали ли с астанчанами?
- В городе проводилось социологическое исследование, согласно которому 50-60 процентов людей, которые пользуются транспортным средством, готовы платить за парковочное место. Многие сетуют на нехватку парковочных мест. На самом деле вопрос не в дефиците мест, здесь вопрос в избытке и оборачиваемости. Количество машин, которое сейчас есть, достаточно высоко, и оно постоянно увеличивается. Если говорить про инфраструктуру города, то здесь можно много философствовать и сказать одну простую вещь - чем больше будет строиться дорог, тем больше будет автомобилей. Здесь должен быть баланс - не ущемлять автомобилистов и общественный транспорт.
- Будут ли предусмотрены преференции для льготной категории граждан?
- Разумеется, в законе есть понятия льготной категории граждан. Есть правила пользования, которые были утверждены еще в прошлом году, они действуют сейчас. Льготники будут бесплатно парковать авто.
- Есть мнение о том, что парковки являются еще одним инструментом взимания средств.Что вы думаете по этому поводу?
- Это мотивационное решение. Это не взимание платы. Задача - мотивировать людей использовать транспортное средство не в течение целого дня. Посмотрите на участки, где будут платные парковки, - там автомобиль, не перемещаясь с места, стоит целый день. Причем припаркован неправильно. Подъезжает другой автомобилист, хочет припарковать машину буквально на один час, он готов заплатить, но не может найти свободного места.
Мариничев: Парковка - это тоже общественный ресурс, он не принадлежит конкретному автомобилисту в конкретном месте. Когда кто-то один приехал и бесплатно поставил свой автомобиль на весь рабочий день на общественном месте, это вопрос социальной справедливости. Поэтому вопрос платы – это, условно говоря, уравнивание прав всех автомобилистов с точки зрения пользования общественным благом.
- А что по поводу безопасности? Будет ли какая-то гарантия?
Мариничев: А кто вам должен дать гарантию и за что? Допустим, вы оставили машину во дворе дома, кто-то разве дает какую-то гарантию безопасности? Вы же не страхуете тем самым автомобиль. (…) Вы пользуетесь парковочным местом – это некая форма аренды общественного пространства, на которую кто-то потратил средства и с инвестиционной точки зрения это окупает. Никто ответственности за вашу машину нести не будет. Для этого есть страховые компании.
- Будут и те, кто не захочет парковаться платно. И они будут ставить свои машины во дворах...
Халилев: Возьмите те оба участка, про которые мы говорим. Посмотрите на ЖК "Нурсая", например. Вы не найдете места, где нет шлагбаума. Это не проблема платных парковок. Эта проблема уже существует. Сами жильцы нашли себе решение – установили шлагбаум.
- Какой эффект ожидаете от введения платных парковок?
- С точки зрения трафика или загруженности? Если с точки зрения загруженности, то мы подразумеваем, что добьемся целевого показателя 85 процентов. Если с точки зрения трафика, то на 15-20 процентов у нас снизится спрос на улично-дорожную сеть, а это как раз снижение пиковой нагрузки. Здесь очень важный компонент - у нас есть ежедневный, ежечасный трафик, а есть пиковый. Самая ключевая задача - это пиковый. Сейчас порядка 50-60 процентов от всего суточного трафика, если его разделить, приходятся на час пик. Мы пытаемся снизить его как минимум на 7-10 процентов. Если это получится сделать, то это напрямую отразится и на средней скорости движения, времени в пути, задержки.
- Спасибо за интервью.