Игрушки для настоящих мужчин


Игрушки для настоящих мужчин

Целых два месяца те астанчане и гости столицы, которые имеют тягу к оружию как произведению искусства, смогут в полной мере совмещать утоление своих пристрастий. В Президентском культурном центре открылась выставка парадного и охотничьего оружия из собрания российского Эрмитажа.

С точки зрения истин- ного ценителя, россияне привезли к нам до обидного мало экспонатов. Впрочем, и в самом Эрмитаже подобных экспонатов недостаточно много. Остается утешаться лишь тем, что выставка продлится до конца января.
Полсотни представленных экспонатов охватывают эпоху с XV по XIX век, а на это время приходится сразу несколько "расцветов" русского оружейного искусства. Дело в том, что фактически до воцарения на престоле Ивана Грозного вооружение московского воина обнаруживало понятное сходство с экипировкой степняка-ордынца: стеганый тегиляй, легкая, ухватистая сабля да хищно изогнутый сложносоставной лук.
Иоанн Васильевич, будучи активным реформатором, радикально преобразовал свое войско. Вплоть до того, что пехота Московии далеко опередила в плане технического оснащения родственные войска Европы. Если пределом крутизны для кнехта зачастую считалась пика, то русская "махра" оказалась вооружена огнестрельным оружием поголовно.
Начиная с XV века ос- новное место русского оружейного производства находилось в Оружейной палате Кремля. Это был настоящий научно-исследовательский институт, где мастера высочайшей квалификации и трудились, и готовили себе смену. Разумеется, основными заказчиками оружия выступали царский двор, служивая знать, бояре и купцы-олигархи. Уже в то время великие князья приглашали в столицу лучших мастеров, в том числе и зарубежных. Именно к тому периоду относится представленная на выставке кольчуга, на кольцах которой выбита надпись "Зделанъ на Москве". Рядом с ней разместили ерихонку - типичный для тех лет вид шлема с нащечниками, высоким шпилем, козырьком и узким наносьем.
При Иване Грозном Оружейная палата погружается в свой золотой век, активно осваивая и огнестрельное оружие. Московские мастера быстро перенимают стилистические особенности турецких, персидских и голландских учителей. И создают свою собственную школу, сочетающую восточное и западное влияние и при этом отражающую национальные черты. Впрочем, продолжалась совершенствоваться техника изготовления холодного оружия и защитной амуниции, что демонстрируется на примере юшмана (кольчуга с вплетенными в нее пластинами), принадлежавшего князю угличскому Юрию, брату Ивана Грозного.
На выставке вообще изрядное количество экспонатов имеет отношение к августейшим особам былых времен. Ружья, шпаги, сабли, охотничьи наборы, преподнесенные благодарными подданными царям и царицам.
Вот, скажем, изящная шпага, характерная для середины XVIII столетия, с подозрительно короткой рукоятью, за которую мужчина едва ли сможет ухватиться всей ладонью. И действительно - клинок этот принадлежал Елизавете Петровне, имевшей, как известно, пикантный интерес к ношению мундиров и сопутствующей им атрибутики. Ей, заядлой охотнице, принадлежали и несколько ружей из числа выставленных ныне в Президентском культурном центре: подлинные шедевры, украшенные перламутром и мамонтовой костью, обильно инкрустированные драгоценными металлами. Едва ли императрица стреляла из них, но то, что имела их в своей коллекции, - несомненный факт.
Производство ружей и пистолетов было поставлено на поток Петром Великим. Он заложил несколько казенных заводов, оружейный центр переместился из Кремля в Тулу, а подлинная мощь тамошних мастеров проявилась при той же Елизавете, разрешившей изготовлять оружие для свободной продажи. Уж благодарили ее за это тульские искусники от всей души, как и Екатерину II, активно поддерживавшую отечественного производителя.
А уж в начале XIX века взошла звезда Златоуста, поднявшего на новую высоту древнее искусство изготовления клинков. Сложный орнамент, богатые сюжетные композиции, великолепное убранство - вот отличительные черты златоустовского оружия. У нас выставлены парадные и наградные клинки: сабли, шашки, шпаги и даже образчик такого редкого коллекционного вида, как морской палаш. Некоторые - с георгиевскими темляками, что ценно само по себе.
Отдельная категория экспонатов - детское оружие. Да-да, цесаревичам династии Романовых уважение к средствам умерщвления прививалось с пеленок. Не секрет, что для развлечения наследников престола существовали потешные полки. Кстати, после изучения детских ружей и шпаг можно предположить, что потешные полки в результате игр несли вполне непотешные потери.
Привезли к нам россияне и сущее баловство: миниатюрные модели и копии оружия. Неизвестно, могли ли российские мастера в действительности подковать блоху, но сделать револьвер размером с ноготь (приспособленный к стрельбе!) для них особого труда не составило. А уж трехлинейку в формате карандаша - и подавно.
Так уж повелось в истории, что оружие часто служило для разрушения культуры. Но в данном случае демонстрируется полное примирение созидательного и разрушительного начала. Кстати, выставку эту организовало Министерство культуры и информации. А не Минобороны.

№ 224 (16855) от 26.11.2009
Владислав ШПАКОВ, Астана

Категория: Общество
Дата публикации: 28 ноября
Просмотров: 436