Банк ВТБ (Казахстан) нацелен на качественный рост
По итогам 2013 года казахстанская «дочка» ВТБ продемонстрировала стабильность и устойчивость своих финансовых позиций, показав опережающую рынок динамику. О первых итогах реализации новой трехлетней стратегии банка в части развития розничного бизнеса и планах на 2014 год рассказал заместитель председателя правления – член правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Яковлев.
На пресс-конференции, посвященной итогам 2013 года, Банк ВТБ (Казахстан) презентовал новую Стратегию развития до 2017 года. Расскажите, какая работа была проведена Банком перед началом реализации этой стратегии?
С начала своей деятельности, мы не раз заявляли, что ключевая цель Банка ВТБ (Казахстан) – это построение универсального банка с одинаково сильным корпоративным и розничным направлениями бизнеса, достижение ведущих позиций в обслуживании клиентов, а также обеспечение рентабельности и целевого возврата на капитал.
Результаты нашей деятельности подтверждают, что банк опережающими темпами приближается к поставленным целям - мы отмечаем устойчивое развитие всех основных бизнесов. Подведенные итоги 2013 года показали, что Банк значительно нарастил клиентскую базу, увеличил объемы кредитования, расширил продуктовую линейку и продолжает совершенствовать качество обслуживания – словом, продемонстрировал рост показателей по всем направлениям деятельности. Мы завершили период становления и вышли на положительный результат, получив прибыль в 619 млн тенге. Стратегия банка 2010-2013 была реализована с опережением на один год от запланированной даты.
В этом ключе, новая Стратегия развития Банка на 2014- 2017гг., названная «Стратегией качественного роста», станет инструментом создания эффективного бизнеса нового уровня и позволит еще больше укрепить статус Банка ВТБ (Казахстан), как надежного и делового партнера – мы нацелены на качественный рост.
В рамках Стратегии, в части развития розничного бизнеса, мы планируем увеличить средства физических лиц к 2017 году в структуре обязательств банка, а также значительное расширить филиальную сеть за счет открытия новых точек, развития направления private banking и построения сети удаленных точек продаж «легкого» формата.
Известно, что по итогам 2013 года кредитный портфель розничного бизнеса Банка увеличился почти на 68%. Как с начала года изменились его объем и качество?
С начала 2014 года прирост розничного портфеля (включая малый бизнес) по количеству выданных кредитов составил - 19,9%, в денежном эквиваленте – 13%.
В целом могу отметить, что качество портфеля розничных кредитов находится в рамках финансовых моделей, спрогнозированных при запуске проектов, и оценивается, как хорошее. Однако вы понимаете, что улучшение качества портфеля – это постоянный процесс.
Если говорить о ТОП-3 локомотивных (наиболее динамично развивающихся) и флагманских (являющихся «фишкой») продуктах РБ, то какие бы Вы выделили?
Некоторые продукты сложно отнести к первой или второй из озвученных категорий. К примеру, беззалоговый кредит на потребительские цели для индивидуальных предпринимателей - «Коммерсант», можно отнести и к числу локомотивных, и к – флагманским. С начала года он продемонстрировал хорошую динамику роста, и в то же время, является уникальным, поскольку его концепция не имеет аналогов на казахстанском рынке в своем сегменте.
В остальном, положительную динамику роста демонстрируют такие продукты, как «Кредитная карта», беззалоговый продукт «Кредит наличными» и «Залоговый потребительский кредит».
В направление розничного бизнеса Банка ВТБ (Казахстан) также входит малый бизнес. Какие продукты на сегодня Банк готов предложить данной категории клиентов?
Мы предлагаем своим клиентам широкий спектр услуг, который включает кредитование на пополнение оборотных средств, приобретение и модернизацию основных средств, инвестиционные цели, а также документарные операции в части предоставления различных видов банковских гарантий, в том числе для обеспечения заявки на участие в тендере, платежных обязательств по контракту и др.
В разрезе банковских продуктов, разработанных для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, мы отметили, что на сегодня наиболее востребованным продуктом – порядка 42% от общего объема выданных кредитов малому бизнесу – является «Малый кредит». Данная программа кредитования направлена на развитие бизнеса клиентов по проектам, не превышающим 150 000 000 тенге.
Кроме того, мы активно развиваем сотрудничество с субъектами малого предпринимательства в рамках государственных программ ФРП «Даму». С начала года общая сумма профинансированных проектов превысила 1,6 млрд тенге. В основном, это проекты в сфере производства строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции, в области здравоохранения и социальных услуг, а также в сфере легкой промышленности.
Чтобы заполучить лояльность клиентов, одни банки внедряют новейшие технологии, другие - пересматривают свои продуктовые линейки или расширяют перечень услуг. Какие шаги в этом направлении предпринимает Банк ВТБ (Казахстан)?
На мой взгляд, основными конкурентными преимуществами банка должны являться не только количество розничных продуктов и условия по ним, но и качество клиентского обслуживания, технические возможности и сегментированный подход к разным категориям клиентов. Мы стараемся соблюдать этот баланс.
В первом полугодии банк полностью изменил продуктовую линейку, пересмотрел подходы к оценке заемщиков, сократил время рассмотрения заявки, внедрил новые продукты и технологии и т.д.
К примеру, для клиентов, желающих приобрести автомобиль в кредит, мы увеличили сроки кредитования до 7 лет, а максимальную сумму займа - до 20 000 000 тенге. Данная категория клиентов также может приобрести авто по второй нашей программе автокредитования, особенность которой заключается в том, что она не требует первоначального взноса.
Для тех, кому понадобилась большая сумма на неотложные нужды под залог недвижимости по программе «Залоговый потребительский кредит», мы увеличили сроки кредитования с 7 до 10 лет, а специально для регионов было увеличено соотношение кредит-залог, которое, как вы понимаете, позволяет клиентам получить наибольшую сумму кредита. Для желающих оформить беззалоговый заем, мы постарались максимально сократить пакет документов – сейчас рассмотрение заявки идет только по одному документу, удостоверяющему личность.
Наряду с этим, мы стараемся внедрять высококлассные технологические решения. К примеру, в 2014 году мы внедрили в промышленную эксплуатацию CRM-систему автоматизации сбора, которая является успешным общегрупповым проектом Группы ВТБ. В числе преимуществ от перехода на работу в новой CRM-системе – полная автоматизация сбора, повышение эффективности взыскания, увеличение производительности труда коллекторов, снижение операционных затрат банка. Отдельно бы отметил, что при внедрении системы в наш банк было тиражировано «коробочное решение», включающее в себя передовой опыт и лучшие практики сбора ВТБ 24 и других банков Группы.
Внедренная система стала мощным инструментом для управления проблемными активами — она помогает воплощать эффективную стратегию работы с должниками, планировать коллекторскую работу и оценивать результаты.
Многое на проекте было реализовано впервые в России и Казахстане: автоматизация судебного и исполнительного производства, интеграция с архивом, интеграция системы с АБС. Наши ожидания от использования системы высоки: эффективность сбора задолженности в банке на этапе раннего сбора вырастет на 5-10%. Такие оптимистичные прогнозы нам позволяет строить опыт использования системы в ВТБ 24 (ЗАО).
Недавно в СМИ прошла новость о том, что к Единой банкоматной сети ВТБ были подключены устройства Банка Москвы и Лето Банка. Сколько банкоматов включает в себя теперь Единая банкоматная сеть? О каких преимуществах идет речь для меня, как для клиента Банка ВТБ (Казахстан)?
Действительно, Лето Банк присоединился к Единой международной банкоматной сети группы ВТБ, уже включающей устройства ВТБ 24, Банка Москвы и дочерних банков в странах СНГ и Грузии. На сегодня данная сеть состоит более чем из 13 тыс. банкоматов. Для наших клиентов, расширение банкоматной сети позволит повысить удобство использование карт – каждый владелец платежной карточки может получать наличные денежные средства во всех банкоматах Единой международной банкоматной сети группы ВТБ по единому выгодному «домашнему» тарифу вне зависимости от страны пребывания.
Поговорим о планах казахстанской «дочки» ВТБ в части развития РБ до конца года. Планируете ли вы увеличивать продажи, если да, то за счет чего?
Да, разумеется, мы планируем ускорить рост продаж и, в первую очередь, за счет увеличения региональной сети в 2 раза к концу этого года. Стратегические цели Банка ВТБ (Казахстан) в розничном бизнесе достижение – 1,07% доли рынка по кредитам и 1,17% доли рынка по депозитам. Достичь данных показателей мы планируем путем активного развития за счет «открытого» рынка и через корпоративный канал, создавая универсальную продуктовую линейку для целевых сегментов, а также, за счет развития каналов продаж, формирования клиентского потока, построения инфраструктуры и внедрения лучших технологий Группы ВТБ