Астана-2030. Генплан - перезагрузка.
АСТАНА – 2030. ГЕНПЛАН – ПЕРЕЗАГРУЗКА «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ПРАВНУКИ, ВЫЙДЯ ИЗ ДОМА, СТУПАЛИ НА ЗЕЛЕНУЮ ТРАВКУ И НАСЛАЖДАЛИСЬ ПЕНИЕМ ПТИЧЕК, А НЕ ГУЛОМ МАШИН» Наш разговор с Аманжолом Чиканаевым – заместителем начальника мастерской НИПИ генплана г.Астаны, кандидатом архитектуры, почетным архитектором РК, профессором архитектуры, членом архитектурного совета при Президенте Казахстана и членом всевозможных государственных комиссий по охране памятников и монументов, человеком, который признан сообществом архитекторов мира, состоялся ранним утром во время пробежки по набережной, на которую он пригласил меня поговорить о новом генплане столицы. - Аманжол Шаймерденович, почему именно это место вы выбрали для нашей беседы? - Это мое любимое место в городе, я каждое утро тут бегаю. Заряжаюсь энергией на новый день. Нет ничего приятнее и полезнее, чем пробежаться с утра, наслаждаясь видами пробуждающейся столицы. Мне кажется, что нет более подходящего уголка в столице, где бы мы могли поговорить о ней. О ее настоящем, и самое главное о будущем. - Расскажите, пожалуйста, о новом генплане – 2030. Что он из себя представляет? - Для начала о том, почему был принят новый генплан. Старый генплан Курокавы (японский знаменитый архитектор и один из основателей движения метаболистов) был принят в 2001 году, и он себя не оправдал в полной мере. Это в первую очередь связано с быстрым темпом развития Астаны и масштабом ее роста. Таких масштабов строительства и бурного роста экономики не смогли предвидеть ни он, ни многоопытные эксперты. - То есть, Вы хотите сказать, что даже прогрессивные японцы не смогли в полной мере нащупать истинный потенциал Астаны? - Ну конечно! В течение 2-3 лет были превзойдены все базовые градостроительные показатели, заложенные Кисе в основу генплана. Так, например, численность населения города уже к началу 2002 года достигла уровня прогнозных показателей, заложенных на 2010 год. ТЕМПЫ И МАСШТАБЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ АСТАНЫ ПРЕВЗОШЛИ ВСЕ САМЫЕ СМЕЛЫЕ ПРОГНОЗЫ - С чем же связаны такие расхождения? - В первую очередь это связано с изначально неправильным подходом к определению показателей перспективного развития города, а именно к прогнозу определения перспективной численности населения. - То есть, тогда никто не предполагал, что численность населения города будет расти так стремительно? - Да. За последнее десятилетие население увеличилось в разы. Сегодня по официальным данным в столице проживает семьсот тысяч человек, а не по официальным уже более миллиона. - Можно ли говорить, что если такой темп сохранится, то Астана в скором времени догонит Южную Столицу по численности населения? - Разумеется, это произойдет рано или поздно, Астане не избежать перехвата пальмы первенства у Алматы. - На ваш взгляд, чем же так притягивает наш город людей? - Ответ очевиден! Вот, вы, например, увидев молодую красивую девушку в самом расцвете сил, перспективную, разве не обратите на нее внимания, разве она вас не заинтересует? Так же и в данной ситуации. Астана словно магнит притягивает своей красотой, молодостью и обширным простором для реализации каких-либо идей и планов. В это время мы пробегали мимо пешеходного мостика в сторону проспекта Сарыарка. И хотя на набережной было тихо и спокойно, вдалеке можно было видеть, как бесконечная вереница авто томилась в ожидании «зеленого» сигнала регулировщика. Гул моторов все сильнее нарастал в ушах, что заставило меня повысить голос, на тон, задавая созревший в этот момент вопрос. - Но у медали две стороны. И бурный рост населения обязательно приносит определенные проблемы. Уже сегодня можно наблюдать, как то и дело, особенно в часы пик, возникают пробки на дорогах. С каждым днем поток автомобилей, разумеется, не уменьшается, а нарастает как снежный ком. Вроде бы проложены широкие дороги со сложными развязками, установлены суперсовременные камеры, светофоры, знаки дорожного движения. В чем причина этого явления? - 200 автомобилей на 1000 семей! Именно такие официальные данные сегодня по городу, а реально этот показатель намного выше. Все эти неурядицы с заторами связаны с просчетами старого генплана. В нем изначально не было уделено значимого места «кровеносной системе» города. Транспортные вопросы уходили из зоны внимания и не получали должного решения. В итоге это привело к тому, что все проблемы решались по ходу созревания той или иной проблемы. - Решит ли новый генплан эту проблему? - Да. Конечно! Мы сделали работу над ошибками. В плане развития до 2030 года просчитан каждый нюанс, каждый переулок и светофор будет находиться под пристальным взором градостроителей. - Что лежит в основе этого планирования? Исходя из каких прогнозов строится план? - Как уже отмечалось, население тут становится во главе угла, все, начиная с транспорта и заканчивая озеленением города должно плясать под эту дудку. К этому вопросу надо подходить с особым трепетом, так как малейший просчет может обернуться демоном. Но просчеты и недоработки старого генплана вылились в то, что мы оказались на пороге стихийного развития города. - Буквально вчера я выезжал за город, и каково же было мое изумление при виде настоящей стихии, которая воцарилась в пригородных поселках. Они разрастаются как грибы после дождя! Почему так просто позволяют застраиваться? Ведь до Астаны каких-то 20 километров! Через 20-30 лет это будет окраина города! - Да. Астану окружают поселки, которые в последнее время стихийно заселяются. При этом они ничего не производят, работы нет, отсутствует инфраструктура. Все едут работать в Астану. Как вы понимаете, это до добра не доведет. Необходимо, чтобы эти селения становились на собственные ноги, чтобы они помогали столице, снабжали своей свежей продукцией, а не наоборот. Необходимо как можно скорее принимать меры по этой проблеме. Иначе не далек тот день, когда Астана погрязнет в кольце этого болота, подобно Рио-де-Жанейро с ее «знаменитыми» фавелами. - Новый генплан решит эти проблемы? - Мы эти все проблемы учли. И по новому генплану все данные проблемы будут решаться на Правительственном уровне. Под их пристальным надзором. Город и пригород будут поделены на мелкие зоны, в которых будет строго вестись контроль за всем, что там происходит. Четко будет расписано, что и где строить и что сажать. Мы будем стремиться найти ту самую золотую середину в стратегии развития, которая в будущем позволит городу избежать проблем. КАЗАЛОСЬ, ТОЛЬКО ВЧЕРА МЫ СТОЯЛИ В СТЕПИ И ДЕЛАЛИ ПЕРВЫЕ НАБРОСКИ ГОРОДА, И ТОЛЬКО ВЕТЕР ГУЛЯЛ ВОКРУГ - Если все пойдет по плану, то какой вы видите Астану через 50 лет? - Время - такая штука, оно бежит незаметно, день за днем, год за годом. Все мы его пленники, казалось, только вчера мы стояли в степи и делали первые наброски города на бумаге, и только ветер гулял вокруг. Прошло более десяти лет, и на месте где качался ковыль, расцвел город-сад, оазис XXI века. Пройдет еще много лет, одно поколение сменит другое, Казахстан уверенно будет занимать свое, далеко не последнее место в мире. Столица же, Астана, я уверен, станет достойным отражением процветания Казахстана. Город – магнит, город – для каждого! Город, где человек и природа живут в гармонии. Где мои правнуки, выйдя из дома, ступают на зеленую травку и наслаждаются пением птичек, а не гулом машин.
Автор: А.Кужумов